Пушкин (Царское село)

Я думаю почти все жители Петербурга бывали в Пушкине , сдесь мы делимся интересными фактами из истории , интнресными местами и историями-приключениями , которые связаны с этим прекрасным городом городом названным в честь великого русского поэта …

Местность под названием Сарская Мыза, в двадцати пяти верстах от Петербурга, в 1710 году была подарена Екатерине I ее царственным супругом, затем в наследство досталась Елизавете Петровне, превратившей ее в свою парадную загородную резиденцию От этой-то мызы (слово saaris по-фински означает 'возвышенность') и ведет свое начало Сарское, или, как его вскоре стали называть, Царское Село. В 1918 году его переименовали в Детское Село, а в 1937 году, в столетнюю годовщину гибели А.С. Пушкина, город был назван именем поэта.

Резиденция русских императоров, Царское Село в большой мере зависело от личных вкусов, а иногда просто капризов своих менявшихся владельцев. Многие из них, строя заново, дополняя и обогащая созданное их предшественниками, безжалостно ломали, сносили, или переделывали уникальные творения прошлого. Поначалу все работы в Царском Елизавета поручила Михаилу Земцову, а после его смерти Андрею Квасову. Небольшие двухэтажные палаты Екатерины I, построенные Браунштейном и Ферстером, Елизавета Петровна приказала сохранить как память о матери. Поэтому Квасов лишь увеличил их высоту и несколько расширил, затем при помощи деревянных колоннад соединил с новыми флигелями. Под руководством Саввы Чевакинского царскосельский дворец еще более разросся: появились Оранжерейный зал и церковь, соединенные с флигелями каменными крытыми галереями-переходами. Такими же галереями заменили и деревянные колоннады. На галереях были устроены висячие сады (но при сильных дождях несущие своды галерей пропускали воду, что вызвало гнев императрицы).

С конца 1748 года царскосельское строительство возглавил Бартоломео Франческо Растрелли (сын скульптора Бартоломео Карло Растрелли). Именно здесь, в Царском Селе, ему представилась редкая возможность создать грандиозный дворцовый ансамбль, в его распоряжении были большие просторы, неограниченное количество рабочей силы и огромные средства. Растрелли сохранил общие контуры дворца, но при этом все переделал по-своему. Расширив и надстроив все галереи, он использовал три из них для устройства Большого зала и парадных апартаментов, а на четвертой, примыкавшей к церкви, сохранил висячий сад, укрепив своды и возведя по краям стены. Затем он повысил на один этаж 'средний дом' и флигеля и подвел здание под одну крышу. В Оранжерейном зале он поместил парадную лестницу. Фасады большого дворца украсили капители, колонны, пилястры, золоченые статуи и вазы, кованые балконы. И вот 30 июля 1756 года дворец был показан Елизавете Петровне.

This entry was posted in Новости туризма. Bookmark the permalink.

2 Responses to Пушкин (Царское село)

  1. Роман <RomANTic><ROmeRO> Петров says:

    С изящной роскошью отделал Растрелли и апартаменты дворца. В дни торжественных приемов, бесчисленные двери-порталы открывали взгляду кажущуюся бесконечность анфилады. Обилие золота в интерьерах придает особую парадность залам. Большой зал – величайшая гордость Растрелли. Площадью почти 850 кв.м., он залит морем света, льющегося сквозь огромные двухъярусные окна, расположенные друг против друга. Простенки между окнами заняты зеркалами и узкими зеркальными пилястрами. Обилие окон и зеркал создает иллюзию легкости, прозрачности стен и связывает зал с окружающими дворец парками. А живопись плафона 'Триумф России' работы Д. Валериани зрительно увеличивает и без того немалую, семиметровую, высоту зала. Стены Большого зала покрыты золотым кружевом деревянной резьбы, бесконечно разнообразными орнаментами и фигурами, делающими его еще более изысканным.

    В убранстве парадной анфилады поражает отделка апартаментов. Затейливая золоченая деревянная резьба, зеркала, многоцветье живописных плафонов и наборный узор паркета; затянутые белым штофом, лионским шелком, или китайскими обоями стены, прозрачные стеклянные пилястры, под которые подложена зеленая или малиновая мятая фольга – выдумка и изобретательность зодчего поистине неисчерпаема. Правда, в середине XIX века позолоту резного декора Кавалерской столовой заменили серебрением (поэтому она получила второе название – Серебряная). Но в 1960-х годах во время реставрации восстановили позолоту. А отделка янтарной комнаты, единственной в мире – бесценна. Мозаичные янтарные панели были подарены Петру I прусским королем Фридрихом Вильгельмом I. Первоначально янтарные панно были использованы для украшения третьего Зимнего дворца. В 1755 году по приказу Елизаветы их на руках перенесли в Царское Село. Этих панно не хватало, чтобы сплошь облицевать стены комнаты, меж ними зодчий поместил узкие зеркальные пилястры, завершенные вместо капителей скульптурными женскими головками, а наверху – широкий фриз, расписанный под янтарь, на фоне которого выделялись резные рамки, гирлянды цветов, фигурки амуров. Заполняя 'пустые места', маскируя нехватку янтаря, эти детали в то же время связали Янтарную комнату с другими интерьерами парадной анфилады. Двадцать два больших панно дополняли около ста восьмидесяти янтарных досок и вырезанных из янтаря украшений – головок, щитов, тюльпанов, роз, раковин. В янтарные панно Растрелли вставил янтарные же рельефные рамки и в пять из них вмонтировал мозаичные картины из цветной яшмы – аллегории пяти чувств человека. Все это выглядело удивительно красиво и изысканно. Живопись плафона 'Мудрость, охраняющая юность от соблазнов любви' и узорный паркет хорошо гармонировали с общей цветовой гаммой комнаты. Чтобы следить за сохранностью янтаря, в 1758 была учреждена должность 'надзирателя за янтарем'. Со временем в Янтарной комнате возник музей янтарных вещей: там хранились янтарные ларцы, шахматы, шашки, солонки и т.п.

    При Екатерине II архитектором Царского села был назначен Чарлз Камерон. Екатерина сочла Большой дворец тесным, недостаточно вместительным. По ее распоряжению на месте растреллиевского висячего сада построили комнаты для наследника престола Павла и его жены, а с северной и южной сторон дворца по проектам Фельтена и И.В.Неелова возвели новые 3-х этажные флигели, сломали парадную лестницу и перенесли главный вход в центр здания, пожертвовав одним из лучших интерьеров Растрелли – Китайским залом. Тем самым был безжалостно искажен основной замысел зодчего: бесконечную золотую цепь его залов разорвала новая лестница.

  2. Роман <RomANTic><ROmeRO> Петров says:

    Сразу после смерти Екатерины II повелено было, 'чтоб архитектор Камерон в Царском Селе не жил…'. Вскоре после отставки Камерона последовали указы о приостановке в Царском всякого строительства и о вывозе оттуда по усмотрению архитектора Винченцо Бренны всего, что тот найдет нужным для украшения Павловска, Гатчины, Михайловского замка. Из Царского Села забирали скульптуру, картины, бронзу, ломали готовые постройки, используя мрамор от них как строительный материал. Увезли и пудостский камень, из которого Камерон начал возводить еще одну галерею посередине Рамповой аллеи. Но, как известно, царствование Павла длилось недолго, и вскоре Царское Село вновь обрело свое былое значение, о нем снова стали заботиться и украшать новыми постройками.

    Сохраненное в бурные годы революции Царское село, было разорено и сожжено в годы Великой Отечественной войны. С первых дней войны упаковывали в ящики, готовя к эвакуации, картины, фарфор, стекло и бронзу, в парках закапывали скульптуру. Город, к тому моменту переименованный в Пушкин, был оккупирован фашистами в сентябре 1941 года, освобожден в январе 1944-го. Искалеченные вековые деревья, изрытая воронками и траншеями земля, разрушенные павильоны, зияющий провалами окон остов Большого дворца с ободранными до кирпича стенами, с раздробленными остатками медальонов, орнамента, барельефов – вот, что оставили после себя оккупанты. В залах, примыкающих к Зубовскому флигелю, гитлеровцы устроили казармы, во флигеле – конюшни. Только в Екатерининском дворце были обезврежены одиннадцать тысяча килограммовых авиабомб. В Камероновой галерее – двадцать противотанковых мин, множество – в Александровском дворце, парках, Лицейском саду… Переплавлены медные рельефы с Чесменской колонны, саму колонну пытались свалить, накинув на нее петлю из металлического троса и привязав другой конец к ползущему по берегу озера танку. К счастью, не удалось.

    До сих пор перед глазами встает картинка из детства: лето, мы с папой катаемся на лодке по пруду у Чесменской колонны. И вдруг по берегу к пруду бегут эсэсовцы в черной форме. В первый момент стало так страшно! Мы войну видели только в кино, а тут – наяву. В голове ощущение сдвига во времени, или страшного сна, от которого хочется скорее проснуться. Или это ощущение передалось от отца, который от неожиданности напрягся (война застала его, тринадцатилетнего, в Белоруссии на каникулах у бабушки. Бабушку расстреляли, а его угнали в Германию. Так что на фашистов он насмотрелся воочию, поэтому вспоминать об этом и смотреть фильмы о войне не любил). Объяснилось все просто: жарким летним днем снималось кино, и в перерыве во время съемок массовка побежала к пруду охладиться. Но неприятное ощущение возникает каждый раз, когда я прохожу мимо Камероновой галереи.

    Большой дворец до 1957 года стоял под временной кровлей, с заделанными кирпичом пробоинами стен. До этого времени восстанавливался парк, его обелиски и основные павильоны. Постепенно из руин с провалами на месте потолков и полов, с уничтоженными бушевавшим пламенем живописью плафонов и деревянной резьбой, стали восстанавливаться интерьеры дворца. Близ Берлина были найдены инкрустированные перламутром паркеты Лионского зала, в дальних блиндажах – мраморный камин, ковры, дворцовая мебель, в городе Галле – статуи Геркулеса и Флоры с лестницы Камероновой галереи, но следы Янтарной комнаты оборвались в Кенигсберге… И лишь недавно ее смогли воссоздать заново.

Добавить комментарий